Этот этап характеризуется, с одной стороны, закреплением элементов двигательного навыка, а с другой — постоянными перестройками в системе движений вслед за развитием физических качеств и в соответствии с изменяющимися внешними условиями.
Для закрепления двигательного навыка используется многократное целостное воспроизведение движения, для чего применяются методы предыдущего этапа обучения.
Вариативность двигательного навыка обеспечивается , многократным воспроизведением движения в самых различных условиях:
а) при усложнении внешних условий (ограничение пространства, времени, ухудшение качества льда и т. п.);
б) при изменениях в физическом и психическом состоянии хоккеистов (при утомлении, отвлечении внимания, волнении, вызванном неблагожелательной реакцией зрителей, при игре на чужом поле, при неблагоприятно складывающемся счете в матче и т. п.);
в) в различных сочетаниях с другими действиями.
На данном этапе обучения следует обратить внимание на рациональное сочетание методов стандартного и вариативного упражнения. Если двигательный навык еще прочно не закреплен в основном варианте, то вариативное воспроизведение движения в большом объеме может привести к формированию и закреплению неправильной техники действия. Во многих случаях бывает легче заново обучить движению, чем переделывать косные навыки, а также чем раньше приступают к исправлению ошибок в технике, тем больше вероятность успеха.
На этапе закрепления и совершенствования двигательного навыка широко используется метод сопряженного воздействия, когда совершенствование технических приемов происходит одновременно с направленным воспитанием физических качеств и улучшением тактической подготовленности.
При обучении двигательным действиям следует учитывать возрастные особенности формирования нервной системы.
В младшем школьном возрасте высока подвижность нервных процессов, но их сила и уравновешенность относительно невелики.
Преобладают процессы возбуждения со значительной их иррадиацией, что приводит к быстрой истощаемости клеток головного мозга, к быстрому утомлению. Для детей характерна повышенная возбудимость, быстрая смена желаний и эмоций, кратковременность активного внимания.
Теги: Время, Выносливость, гол, лед, матч, Обучение, поле, Процесс, Сила, соревнования, Хоккеист