Обучение двигательным действиям

Filed Under: Теория    by: admin

Расчленять упражнение нужно на основе анализа его техники, чтобы выделить относительно самостоятельные части. Это позволяет наиболее экономно и качественно овладеть незнакомыми частями двигательного действия.

Затем эти действия начинают постепенно объединять в более крупные блоки (связки мелких частей), а потом выполняют упражнение в целом, т. е. ведущим становится метод целостного упражнения. Части должны соединяться друг с другом при первой же возможности их правильного совместного воспроизведения.

На этом этапе обучения ведущую роль отводят методам и приемам обеспечения зрительных и звуковых восприятий.

Начальное разучивание, как правило, сопровождается значительными отклонениями в выполнении движения от заданного образца. Наиболее характерными отклонениями на начальной стадии формирования умения являются:

а) наличие лишних движений;

б) отклонение движений по направлению и амплитуде;

в) излишняя напряженность многих мышечных групп;

г) нарушение общего ритма действия.

Такие отклонения в большинстве случаев закономерны. Однако они могут быть и причиной недостатков в методике обучения. Во всех этих случаях путем детального анализа упражнения необходимо установить причины ошибочного его выполнения, а затем определить меры по устранению этих недостатков.

Согласно физиологическим представлениям, на первом этапе обучения движениям ведущую роль играют зрительные и слуховые ощущения и восприятия, поскольку обучающиеся пока не располагают достаточно отчетливым мышечно-двигательным ощущением. В связи с этим целесообразно вводить зрительные и звуковые ориентиры, позволяющие корректировать выполнение упражнения. В дальнейшем ведущую роль начинает играть двигательный анализатор. Поэтому на данном этапе используют приемы «фиксации положений», позволяющие прочувствовать, какое положение должны занимать части тела в наиболее важные моменты двигательного действия.

При обучении двигательным действиям следует помнить, что большой объем выполнения упражнения на первом этапе разучивания нецелесообразен, поскольку образование новых координации быстро приводит к утомлению нервной системы.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9

Теги: , , , , , , , , , ,